Лояльность сотрудника – определение системы координат

 

Предметом управленческой деятельности в кадровом менеджменте в широком смысле являются профессиональная компетенция и мотивация сотрудника. И если профессионализм можно отнести к технологической составляющей труда, то вторая составляющая лежит в основе объяснения «человеческого фактора». Исследовательский и практический интерес «человеческий фактор» вызывает двумя аспектами. Во-первых, это наиболее непредсказуемый  элемент организационной структуры, приводящий при попустительском к нему отношении к самым фатальным последствиям. Во-вторых, это неисчерпаемый источник ресурсов для организации.

Одним из ключевых аспектов управления «человеческим фактором» является лояльность персонала.

В 2000 году компания Radisson SAS в Копенгагене провела любопытное исследование. Руководство компании решило проверить взаимосвязанность таких показателей как лояльность персонала, лояльность клиентов и прибыльность. В ходе исследования были выявлены следующие взаимосвязи. При увеличении лояльности работников на 1 единицу в квартале, лояльность клиентов увеличивается на 1,25 в том же самом квартале. При росте лояльности клиентов на 1% прибыль в следующем квартале увеличится на 0,885%. Например, если лояльность работников (оценка климата) увеличивалась с 75 до 80, то лояльность клиентов (удовольствие) возрастала на 5 х 1,25 = 6,25 единицы, например с 30 до 36,25%, и в следующем квартале прибыль увеличивалсь на 0,885 x 6,25/30 = 0,885 x 20,8% = 18,4%. (Radisson SAS. (2000) Annual report 1999: Formula for success — seven ideas on how to run a hotel company (Copenhagen, Denmark, Radisson SAS Hotels and Resorts).

Эксперты отмечают, что лояльность персонала создает уверенность руководства и сотрудников в безопасности, снижает уровень конфликтности в организации, сокращает количество злоупотреблений на рабочем месте, формирует благоприятный социально-психологический климат среди сотрудников. Основным аргументом в пользу лояльных сотрудников, привлекающим руководителей является следующее. Лояльные сотрудники «экономически выгодны» предприятию: они качественно и продуктивно работают, осознавая свою заинтересованность и ответственность за получаемый результат. Это люди, имеющие свои внутренние мотиваторы, в отличие от нелояльных, которые нуждаются в постоянном внешнем контроле и стимуляции.

 В русскоязычных источниках используются, обычно, два термина – лояльность и приверженность. В англоязычной литературе используется термин commitment, который часто переводят как «приверженность», хотя также его можно перевести его как обязательство (с оттенком намерения) (Доминяк В.И. Понятие лояльность персонала: обзор литературы, 2000). За последние пять лет эта тема активно разрабатывается в практике многочисленных организаций. Проводятся всевозможные эмпирические исследования. Сегодня является актуальным, основываясь на огромном объеме наработанного информационного материала, обозначить общую систему координат феномена «лояльность» с взвешенными плюсами и минусами его проявления.

Многообразие определений термина «лояльность» выражено характеристиками:

- «безопасности и эффективности сотрудника для фирмы, проявленными в честности (сознательный отказ от нанесения ущерба имуществу фирмы), корректности (соблюдение ценностей фирмы, приверженность ее целям, поведение, направленное на укрепление ее имиджа), полезности (усилия, направленные на наиболее полное исполнение миссии фирмы, высокая эффективность труда) (Интернет источник);

- «приверженности сотрудника организации, включающей в себя одобрение персоналом целей компании и способов их достижения (Интернет источник, руководитель департамента управления персоналом ИКГ «РОЭЛ Консалтинг» Елена Перевозникова);

- благожелательного, уважительного отношения сотрудника к организации, соблюдения существующих правил, норм, предписаний даже при несогласии с ними (Интернет источник);

- сотрудника находящегося в рамках законности, невозможности предать, нарушить обязательства (Интернет источник);

- верности сотрудника целям, интересам, ценностям, направленности деятельности и сохранении собственности организации, мотивации человека работать на пользу организации, отстаивать ее интересы в различных сферах бизнеса (Интернет источник);

- разумных, взвешенных и честных взаимоотношений между организацией и сотрудником, построенных по одинаковым правилам для обеих сторон (Интернет источник).

Для примера приведем некоторые определения лояльности.

«Лояльность персоналаэто доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное
отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом;
осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами
компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая
неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия
» (Доминяк В.И. Результаты экспериментального исследования лояльности персонала. 2000).

«Лояльность сотрудника – это способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие. Лояльность сотрудника – это стремление сохранить свое рабочее место. Лояльность сотрудника – это желание сделать свою работу наилучшим образом. Лояльность сотрудника – осознанное соблюдение принятых правил и соответствующая требовательность к другим». (Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003. – с. 422-423).

То есть «лояльность» включает в себя: приверженность, благожелательность, благонадежность, верность, преданность, мотивированность,  честность, корректность, уважительность, соблюдение правил и норм, законопослушность, безопасность.

Вернувшись к эпистемологии понятия, «лояльность» (loyalty) в переводе означает «преданность, верность», предлагаем следующее определение термина «лояльность сотрудника». Лояльность сотрудника – характеристика отношений сотрудника и организации, ее атрибутов, руководителя, персонала, определяющая степень верности сотрудника им. Источником лояльности являются одобрение и адекватность целей, ценностей, интересов организации и сотрудника. Максимальным проявлением лояльности сотрудника является его приверженность.

Возврат к  списку статей

Hosted by uCoz