Программа лояльности персонала: психологические аспекты информационной безопасности предприятия

Морозов В.В.

Описываются базовые аспекты «Программы лояльности персонала предприятия», являющейся ключевым элементом управления субъектным пространством информационной безопасности. Предлагаемая программа исследования лояльности персонала основывается на раскрытии понятия «лояльность» через термины «благонадежность» и «приверженность». Описываются отличия в структурах программ, построенных на различных основаниях.

Перед руководителями деловых и коммерческих структур в современном мире стоят задачи обеспечения информационной безопасности предприятия и защиты психологического воздействия на работников организации. Существующая на данный момент система обеспечения безопасности с физической охраной, техническими средствами, элементами оперативно-розыскной работы может считаться надежной только с включением в нее современных психологических технологий. Комплекс психологических технологий можно определить как систему мероприятий, основным содержанием которых является применение психологических методов оценки персонала, прогнозирования и воздействия на поведение работников для решения задач, стоящих перед службами персонала и безопасности предприятий. Внедрение такого комплекса является не единовременной акцией, а процессом включения программы лояльности персонала в структуру кадровой политики организации.

Современные требования рынка предопределяют два направления исследования лояльности работников: обеспечение благонадежности и развитие приверженности.

Благонадежность в широком смысле может пониматься как законопослушность. Психологический аспект по обеспечению соблюдения работниками  внутрикорпоративных норм предполагает: изучение индивидуальных особенностей кандидатов на работу и сотрудников фирмы в целях выявления лиц, представляющих потенциальную опасность.

Существующие в современной психологии методы позволяют:

· проверить надежность и преданность интересам фирмы сотрудников и кандидатов, принимаемых на работу;

· получить информацию о психологических особенностях подчиненных,  выявить скрытые мотивы кандидатов и действующих работников, личностные склонности к алкоголизму, наркомании, девиации, тревожности, конфликтности, являющиеся предпосылкой вероятного источника утечки коммерческой информации;

·  создать банк данных доверенных лиц, которым возможно предоставлять конфиденциальную информацию;

· выявить отношение работников к собственной карьере, жизненным ценностям, материальным и моральным вознаграждениям;

спрогнозировать поведение сотрудников в нестандартных и экстремальных ситуациях.

Приверженность («при вере») описывает чувство преданности, верности целям и ценностям, транслируемым организацией.

Система мер исследования и воспитания приверженности предполагает: изучение соотношения целей и ценностей индивидуальных и корпоративных, создание среды корпоративной культуры, в которой личностный рост работников обеспечивает рост организационный.

Существующие в современной психологии методы позволяют:

· изучить иерархию организации и проанализировать функциональную компетенцию работников;

· выявить соответствие коммуникативных связей между иерархическими слоями;

· выявить соотношение стратегических целей индивида и организации;

интегрировать потенциал работника в организационно ценностную структуру, посредством планирования его карьерного и личностного развития.

Выделенные направления являются основой для создания двух автономных частей программы лояльности персонала. Каждая из этих частей может быть заложена как отдельно, так и являться составляющей частью целого.

В таблице 1 указаны их принципиальные отличия.

Сравнение характеристик, находящихся в основании исследования лояльности персонала.

                                                                                                                Таблица 1

Характеристика

 

Благонадежность персонала

Приверженность персонала

Цель

Отслеживание законопослушности

Создание условий преданности

Мотив исследования

Опасение предательства

Забота о процветании личности в организации

Стратегия

Не допустить правонарушения

Совмещение корпоративного и личного пространств

Формула

Мотивация + благонадежность + потенциал индивида (физический, личностный)

Приверженность + потенциал

Основные этапы

1. Сбор информации.

2. Анализ информации.

3. Прогнозирование поведения и стратегий.

4. Профилактика.

5. Исследование индивидуальных и корпоративных пространств целей и ценностей.

6. Интеграция.

7. Планирование развития.

 Предлагаемый подход к исследованию лояльности персонала обеспечивает, прежде всего, перспективное видение развития организации. Современная действительность определяет построение систем безопасности на основании обеспечения благонадежности персонала. И все же дифференцирование лояльности, с включением основания «приверженности», дает возможность, обеспечить безопасность субъектного информационного пространства, не превращая службу персонала в «контрразведывательную» структуру. В идеальном приближении приверженный сотрудник имеет установку через личностное развитие развивать организацию, и проблема благонадежности  автоматически нивелируется. При этом, рассматривая формулы, нетрудно заметить усиление пункта внутрикорпоративных «энергозатрат», где усилия на создание мотивации и обеспечения благонадежности компенсируются созданием пространства приверженности.

Возврат к  списку статей

Hosted by uCoz