Исследование индивидуальной и групповой идентификации мотивационных ролей

 

Морозов В.В.

 

Стабильность бизнес-процессов ставит перед руководителем новый ряд вопросов. Поддерживают ли сотрудники политику руководства: что их устраивает, а в чем проявляется сопротивление? Похоже ли понимание целей, задач, перспектив компании  у руководителя и сотрудников? На кого из сотрудников можно положиться в «трудную минуту»? Как использовать тот или иной потенциал лояльности персонала?

Исходя из этих вопросов, руководство компанией задумывается о разработке программ организационной безопасности и лояльности персонала.

Выявление лояльных и нелояльных сотрудников важная задача, необходимость и актуальность которой обсуждается порядка десяти лет в СМИ и HR-сообществе. Исследуя лояльность сотрудников, обычно предлагается: выявить структуру личности, тип акцентуации, исследовать стимулы и мотивацию сотрудника,  дать работнику самооценку. Для этого используется компиляция существующих психологических опросников, проективных методик, также описывается возможность использования «детектора» в совокупности с методами наблюдения или экспертной оценки.

Наши исследования и практика показали, что одним из показательных параметров лояльности сотрудника является мотивационно-ролевое позиционирование. То есть, деятельность субъекта, проявляющая: различные организационные ценности, установки и поведение.

Еще одно положение, на которое ориентировались разработчики предлагаемой методики. Существуют некоторые специфические условия, предъявляемые к разрабатываемым в бизнесе исследовательским методикам. В частности, описываемая ниже методика удовлетворяет ряду следующих важных условий:

- мобильность – возможность использования в меняющихся условиях, в разнопрофильных подразделениях;

- легкость в проведении, обработке, интерпретации (в отличие от многих «тяжеловесных» клинических форм психодиагностики);

- практичность – способность решать конкретные задачи развития персонала.

Методика «Адекватность мотивационных ролей» базируется на модели мотивационных ролей. В различных психологических и экономических источниках можно найти методологические «корни» данной модели. Нами проведена компиляция разных подходов и обоснована возможность системного подхода при анализе мотивационной структуры организации посредством данной модели.

Основные положения модели мотивационных ролей.

1. Лояльность сотрудника может быть описана полярной характеристикой: приверженность-отверженность.

2. Каждый сотрудник в организации играет функциональную и мотивационную роль.

3. Существуют следующие мотивационные роли.

 

Мотивационная роль

Характер лояльности

1

Инициатор

Приверженность

2

Энтузиаст

Вовлеченность

3

Проявляющий интерес

Благонадежность

4

Ожидающий

Неопределенность

5

Равнодушный

Саботаж

6

Вредитель

Диверсии

7

Уходящий

Отверженность

 

4. Мотивационные роли полярны, их количество соответствует принципу нормального распределения.

5. Область приверженности и безопасности для организации может быть описана  внутренней философией сотрудника «Я здесь для того, чтобы…» зона потенциальной опасности – это внутренняя философия сотрудника «Я здесь до тех пор пока…».

6. Мотивационные роли подвижны и компенсаторно сбалансированы. Один человек может выступать в нескольких ролях.

Пример использования методики «Адекватность мотивационных ролей»

Прикладная задача, стоявшая перед консультантами, выявить лояльность потенциальных претендентов на должности  руководителей дивизиональных подразделений.

В качестве диагностического инструментария использовался метод «360», включавший:

1) индивидуальную самооценку;

2) оценку других сотрудников.

Этапы проведения исследования.

* Проведение опроса.

Индивидуальный опрос претендентов по оценочной шкале мотивационных ролей.

Каждая роль выражена в некотором суждении, описывающем ту или иную обобщенную позицию сотрудника. «Обычно я…», «Мне присуще…».

Опрос каждого сотрудника, входящего в исследовательскую группу о каждом другом сотруднике.

* Обработка, анализ результатов.

Индивидуальный и сравнительный анализ шкал оценки мотивационных ролей.

Пример:

ххх

Инициатор

Энтузиазм

Интерес

Ожидание

Саботаж

Диверсии

Уход

КПД

Я ( %)

30,48

30

28,1

1,43

6,67

2,38

0,95

 

Меня ( %)

23,81

28,46

31,72

4,87

4,43

5,31

1,61

78,90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

2. Определение мотивационных ролевых позиций сотрудников. Вычисление коэффициента полезного действия сотрудника, параметра личной командности (насколько данный сотрудник предрасположен работать в команде)

Социометрический анализ.

Интерпретация результатов, предоставление итогов и рекомендации заказчику.

Итоговый отчет включает такие пункты:

Распределение сотрудников в соответствии с моделью мотивационных ролей.

Определение характера мотивационной роли: фиксирована, подвижна,

 нестабильна.

Коэффициент полезного действия каждого сотрудника.

 Показатель командности сотрудника.

Показатели межличностных ролевых взаимоотношений: «звезда», «отверженный» и др. социометрические показатели.

6. Вывод о лояльных  и приверженных сотрудниках, отверженных сотрудниках, сотрудниках , занимающих подвижные ролевые позиции, сотрудниках, занимающих нестабильную опасную мотивационно-ролевую позицию

Результаты исследования позволяют выявить функционально-мотивационные противоречия в структуре организации, области мотивационно-ролевого дефицита и пресыщения, латентные формы мотивационных и межличностных конфликтов

Информация, полученная в результате проведения данной методики, может быть использована:

1) Для принятия управленческих решений по ротации и развитию персонала.

2) Для включения в HR-программы:

- по формированию кадрового резерва;

- внутренних конкурсов на должность;

- оценке персонала;

- формирования лояльности персонала.

3)  Для купирования и работы с конфликтами в организации.

4) Для формирования команды под проект.

Возврат к  списку статей

Hosted by uCoz